Воспитание гражданственности, патриотизма.
Воспитание гражданственности, патриотизма.
"Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Патриотизм– это проявление любви не только к сильной и красивой, великой и могучей стране, а также к стране, которая переживает не лучшие времена: бедность, непонимание, раздор, или военные конфликты.
Если в патриотическом воспитании не созданы условия для детской заботы о людях, жизнь и работа которых создавала культурные ценности нашей страны, то такое воспитание становится неполноценным.
Патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику, физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической, военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной службы.
Патриотическое воспитание школьников - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям.
А зарождается патриотическое формирование с родственных чувств в своей семье к маме, папе, бабушке, дедушке и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма.
Вторая ступень идет через воспитание любви к малой родине-деревне, городу, ученическому коллективу, местным традициям и истории. Без чувства малой родины нет большого патриотизма.
Третья ступень формирования патриотизма – воспитание любви к Отечеству, обществу, народу, их истории, культуре, традициям. Таким образом, начинается процесс формирования патриотизма в семье, любовь к родине, его – финал.
Как же осуществляется на сегодняшний день патриотическое воспитание в нашей школе?
Конечно же, основу воспитания составляет гуманизм – важнейшая ценностная категория, носителем которой является личность педагога, творящая в непростых условиях современной социальной среды, призванная нести ученикам опыт прошлого для создания благоприятных нравственных условий будущей жизни.
Первые уроки в день знаний посвящены Родине, героическим страницам ее истории, культуре. Главной целью которой является раскрытие учащимся смысла понятия «любовь к родине», воспитание у юных граждан чувств уважения и любви к родине. Даже рассказывая детям на классных часах правила поведения учащихся, права и обязанности, мы говорим: «Гражданином быть обязан», т.е. гражданское воспитание мы формируем у учащихся.
Готовясь к педсовету мы провели анкетирование для выявления уровня гражданственности и патриотизма учащимся 9-11 классов была предложена анкета «Патриот»
Цель анкетирования:
- определение содержательной стороны направленности личности, основа отношения учащихся к окружающему социуму;
- определение актуальности вопросов патриотизма в системе ценностной ориентации школьников;
- определение градации личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
Учащимся была предложена анкета:
Результаты следующие:
1 вопрос
«Я многим обязан своей стране.»
ØДа – 77% учащихся;
ØНет – 5% учащихся;
2вопрос
«Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.»
ØДа – 89% учащихся;
ØНет – 3% учащихся;
3вопрос
«День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов.»
ØДа – 9% учащихся;
ØНет – 91% учащихся;
4вопрос
«Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как казахстанца.»
ØДа – 3% учащихся;
ØНет – 91% учащихся;
5вопрос
«Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.»
ØДа – 87% учащихся;
ØНет – 2% учащихся;
6вопрос
«Мне не обязательно знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны.»
ØДа – 7% учащихся;
ØНет – 91% учащихся;
Необходимо закончить высказывания на знание Конституции РК
Статья 1.
Человек, его права и свободы являются … (высшей ценностью)
ØВысшей ценностью – 30% учащихся;
ØЗаконом, правами – 2% учащихся;
ØНеприкосновенными – 3% учащихся;
ØПриоритетом нашего государства – 2% учащихся;
Статья 14.
Все равны перед законом и … (судом)
ØСудом – 90% учащихся;
ØКонституцией – 8% учащихся;
Статья 18.
Каждый имеет право на свободу и … (личную неприкосновенность)
ØЛичную неприкосновенность – 61% учащихся;
ØСвободу, жизнь – 31% учащихся;
ØПраво – 4% учащихся;
Статья 29.
Каждый имеет право на охрану здоровья и … (медицинскую помощь)
ØМедицинскую помощь – 82% учащихся;
ØТруд, образование – 10% учащихся;
ØЖизнь – 4% учащихся;
Статья 46.
Президент Республики Казахстан обладает … (неприкосновенностью)
-неприкосновенностью – 91% учащихся;
ØВластью – 9% учащихся;
Данная анкета была использована в работе со школьниками для определения уровня сформированности личностных качеств гражданина-патриота. На основании полученных результатов каждым классным руководителем и педагогическим коллективом, в целом, могут быть внесены коррективы в систему воспитательной работы с подрастающим поколением. При достаточно высоких результатах тестирования, ответы на некоторые вопросы заставляют задуматься. Например, на такой вопрос «Я готов защищать свою Родину, в случае серьезной опасности» был дан ответ учеником 9В класса Хамитовым Н. «Казахстан не моя Родина!»
Сегодня в системе образования существуют разные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся.
1 направление.Воспитание накультурных ибоевых традициях народа и Вооруженных Сил.
2 направление. Работа школьного уголка Боевой Славы.
3 направление. Учебная деятельность
4 направление. Формирование правовых знаний.
5 направление. Дополнительное образование
6 направление. Работа ученического самоуправления.
Работа школьного Уголка Боевой Славы.
В школе действует уголок «Боевой славы», где размещается отдел «Полководчество Казахстана», ежегодно ко Дню Победы старшеклассники планируют экскурсии для учащихся среднего и начального звена в этот Уголок.
Учебная деятельность.
Богатый потенциал для воспитания любви к своей Родине – школьные предметы, уроки как форма организации образовательного процесса. Например, на уроках русского языка: тема «Пословицы». Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле. Основная работа с половицами – раскрытие их смысла, прямого, переносного значения, заучивание. После работы над смысловым значением дается задание списать, вставить пропущенные буквы. Например: Герой умирает, а слава его живет. «Жить – Родине служить».
На уроках химии можно патриотическое воспитание донести через информацию о достижениях современной науки, о внедрении современных разработок на практике, через расчетные задачи на хим.производство с основами экономических знаний, изучение автобиографии и достижения казахстанских ученых.
На уроках истории, например, тема урока «Оборона Севастополя – пример героизма и патриотизма. Основная цель урока формирование патриотического сознания. В результате самостоятельной работы с документальными источниками, рефлексии, обсуждение проблемных вопросов ребята приходят к выводу о том: 1. патриот не тот, кто просто любит родину, а тот, кто «живота» за нее не пощадит.2 Оборона Севастополя является одним из ярких примеров героизма и патриотизма.
Прошел урок посвященный освобождению от Блокады Ленинграда.
Патриотическое воспитание на уроках иностранного языка осуществляется через систему личностных отношений к посягаемой культуре, сопоставление сведений о стране изучаемого языка со сведениями о своей стране. Тематика формирования патриотических чувств разнообразно, например: «Дом, в котором ты живешь», Наши достижения», «Астана – столица нашей Родины» и другие.
Физическая культура, ОБЖ также выполняют задачи воспитания гражданственности, чувства гордости за свою Родину. Это и дух коллективизма, ответственность за результат своих действий, и умение, навыки, которые могут пригодиться в жизни – все это несут уроки.
Формирование правовых знаний.
Гражданин должен не только любить свою Родину, но и знать и уметь защищать свои права.
- Это уроки права, экономики.
- изучение правил поведения в школе и общественных местах.
- встреча с инспекторами правоохранительных органов и УДП, суда и прокуратуры.
- дебаты
- работа совета по профилактике правонарушений.
- полит.информации по четвергам.
- правовой всеобуч.
Дополнительное образование.
Особое место в гражданско-патриотическом воспитании занимает дополнительное образование. Оно расширяет разновозрастное и межнациональное взаимодействие в творческих объединениях, в студии, в танцах, в секциях. В школе работаю секции: баскетбол, волейбол, футбол, шахматы, танцевальный кружок, театральный кружок, ИЗО.
Ученическое самоуправление.
Воспитывая детей в школе и вне, дав возможность детям участвовать в мероприятиях, которые они сами проводят, мы развиваем в детях такие ключевые компетенции как:
- патриотизм, гражданственность, сотрудничество;
- творение добрых дел, желание радовать людей, приносить пользу;
- ответственность за свои мысли и поступки;
- раскрытие творческого потенциала личности;
- любовь к выполняемому делу, сопереживание, сорадость и т.д.
- стремление к самостоятельности, самоанализу.
Развивая эти качества, мы следуем задачам гуманности. Окружить детей любовью, тогда они увидят мир в другом цвете, станут спокойнее миролюбивее, терпимее, они начинают с большей ответственностью подходить к поручениям. Это видно наглядно в работе совета самоуправление школы. В сентябре прошли выборы президента школы. Дети с энтузиазмом взялись за предвыборную компанию. За неделю развернули большую работу по созданию блоков. Листовки, агитации по классам доверенные лица – все это игра и в то же время налицо здесь такие качества, как самодостижение цели, активность борьба, умение привлечь к себе внимание. В этом году Президентом школы единогласно избран ученик 10 «А» класса Жунисов Санжар.
Совет школы имеет свою структуру, план работы ставит перед собой цели и задачи. В обязанности совета школы входит: организация проведения школьных мероприятий, оказание посильной помощи педколлективу в работе с учащимися, проведение заседании школьных советов с участием активов класса, принимать участие в совете по профилактике правонарушении.
Основное направление, этоВоспитание накультурных ибоевых традициях народа и Вооруженных Сил.
В патриотическом воспитании подрастающего поколения велика роль ветеранов Великой Отечественной войны и воинов-афганцев, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Традиционным является связь школы с ветеранами ВОВ и труда, проживающих в микрорайоне школы. Все ветераны закреплены за классными коллективами, которые шефствуют над ними, поздравляя со всеми праздниками, помогая. Выступления на уроках мужества, их рассказы о сражениях с врагом, о подвигах боевых друзей часто служат толчком к началу или активизации поисковой работы. При их поддержке и помощи создаются буклеты. Ежегодным стало приглашение их на праздничный концерт, посвященный Дню Победы, с чаепитием 8 мая, традиционно проводятся встречи с участниками Великой Отечественной войны, участниками афганской войны.
Школа наладила тесную связь с институтом радиоэлетроники и связи, институт оказывает помощь в проведении мероприятий, в подготовке знаменной группы. Школа неоднократно посещала экскурсии: военный институт сухопутных войск (АВОКУ), войсковую часть внутренних дел, институт аэромобильных войск, эти посещения воспитывают в ребятах дух патриотизма и желание служить Родине.
Возрождается в школе Тимуровское движение, направленное на оказание помощи ветеранам войны и труда, инвалидам, пожилым людям, всем, кто в ней нуждается.
Ежегодно в апреле проводится смотр-конкурс военной песни. Учащиеся старших классов участвуют в военнно-спортивной игре «Улан», в 2011 году команда заняла 2 место среди кустовых школ. Проводились классные часы по теме: «Музыкальная страничка в истории моей страны». «Великие люди Казахстана – герои ВОВ» «Надежное слово и крепче рука, коль память уходит корнями в века». С 9 апреля по 9 мая 2011 года по школе был объявлен месячник военно-патриотического воспитания. За каждым классом закреплен ветеран войны. Учащиеся посетили ветеранов на дому, вели беседу, оказали помощь, составили буклеты о жизни Ветеранов.
Организован конкурс военной песни на тему: «Вы в памяти своих наследников», где 1 место заняли 4 «б», 2 «а», 6 «б», 8 «а», 2 место- 6 «а», 3 место занял 8 «в». Учащиеся участвовали в конкурсе сочинений на тему «И помнит мир спасенный», стенгазет на тему: «Вам поклон, солдаты, за цветущий май», с 1 по 11 классы проводились классные часы по военно-патриотической теме.
Учителем истории С.Н. Котельниковой была организована экскурсия в архив Президента и музей Вооруженных Сил. Учащиеся 9-х классов посетили Национальный музей. Организована встреча с научным консультантом, кандидатом исторических наук С.Н.Наумовым, на которой учащиеся 10-11 классов обсуждали Послание Президента РК Н.А.Назарбаева «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана».Беседа у выставки по Посланию Президента РК «Будущее молодежи... Как ее видит Президент». Вот уже 2 года наша школа сотрудничает с Архивом Президента Республики Казахстан. Учащиеся 9-10 классов проводят мероприятия на базе Архива, пользуются материалами Архива для написания научных работ. Уроки, которые проводили учителя истории «Роль Казахстана в Великой Отечественной войне», «Независимый Казахстан в моей судьбе» размещены на сайте Архива Президента Казахстана.
Библиотекарем школы Суранчиновой Г.А. организована выставка книг на военную тематику.
Налажена тесная связь школы и Совета Ветеранов Ауэзовского района Ветераны труда и войны - постоянные гости нашей школы: Ветрова Зинаида Сергеевна, Залевская Инна Ивановна, Зимина-Непомилуева Надежда Павловна, и т.д. 6 мая 2011 года учащиеся для ветеранов организовывали праздничный концерт «Поклонимся великим тем годам», каждому ветерану преподнесли продуктовую корзину. В начале 2011 года учащихся 9 «б» класса посетили ветерана труда, бывшего учителя математики, проработавшей в нашей школе более 40 лет Хайдарову Евгению Сергеевну. Группа учащихся составляли буклет о ее жизни и трудовой деятельности, вели беседу, оказали помощь.
Были организованы конкурсы рисунков «Победа деда – моя победа! 1 место занял Цымбалюк Евгений 3 Б, 2 место – Слектор Валерия 4 А, 3 место – Хампиева Елизавета 7 «Б».
Организованы беседы: «Сказ о герое» (просмотр детской литературы о ВОВ), беседа по книге Лилии Сорокиной «Дети Сталинграда», «Строка оборванная пулей». Организована книжная выставка «Самая страшная веха той войны…», посвященная Лениградской блокаде.
Проведены классные часы «Дорогой памяти», «Я – наследник великой победы», «Мы помним эту Победу», «Я помню, я горжусь!». Организованы классные часы посвященные снятию Блокады Ленинграда. Посещение на дому ветерана войны, пережившего блокаду Ленинграда Гржибко В.А.
В школе организован конкурс плакатов «Через века, через года», организована экскурсии в Музей Боевой славы.
Работа по патриотическому воспитанию ведется и на уроках казахского языка и литературы, истории Казахстана. В начале первого урока ежедневно исполняется гимн РК.
В школе-гимназии №1 в 2010-2011 учебном году по плану были проведены следующие мероприятия:
1.Общешкольный праздник «Армысын, Наурыз!»
2. Конкурс рисунков на тему: «В мире прекрасного» среди учащихся
5-8 классов, где победителями стали Трофимова А, Евдакова Т.
3. Конкурс сочинений на тему : «Наурыз-жыл басы» в котором
участвовали учащиеся 9-11 классов.
4. Конкурс стенгазет на тему: «Наурыз-праздник весны».
1 место занял 9 «а» класс,2 место-10 «б» класс, 3 место- 6 «б» класс.
5. Была организована выставка поделок учащихся, где были
представлены образцы национальной одежды, орнаменты,сувениры
и вышивки.
6. Во всех классах были проведены классные часы, посвященные
празднику Наурыз.
7. Конкурс чтецов среди учащихся 5-7 классов на тему «Көкем келді далама».
8. Конкурс «Традиции и обычаи казахского народа» среди учащихся 6-7 классов. 1 место занял 6 «Б» класс, 2 место занял 7 «А» класс, 3 место занял 7 «Б» класс.
8. Проводилась декада казахского языка, где учителя показывали открытые уроки и внеклассные мероприятия, уроки были посещены администрацией школы, на заседании кафедры заслушивался анализ проведенных уроков. Учащиеся 9 «в» класса посетили музей народных инструментов.
На основании плана мероприятий месячника,посвященного Дню Независимости РК Управления образования г.Алматы с 17 ноября по 18 декабря 2010 годавшг№1 был объявлен месячник по празднованию Дня Независимости РКи составлен план по школеи согласно плана мероприятия по месячнику были проведены следующие мероприятия:
1. Была проведена линейка, посвященная открытию месячника.
2. С 17.11.10. по 18.12.10. проходил конкурс сочинений на тему:
«Мой край родной – Республика моя!», «Моя Родина – Казахстан!».
3. Конкурс рисунков среди учащихся 5 классов на тему:
«Гулдене бер, туған жер».
4. Конкурс стенгазет и плакатов среди учащихся 5-11 классов на тему:
«Тәуелсіз Қазақстан».
5. Учителямиистории были организованы викторина на тему:«Независимый Казахстан в моей судьбе» с участием учителей и учащихся 9–х классов.
6. 13.12.10г. научным сотрудником Наумовым С.А. была проведена лекция
для старшеклассников на тему: «Казахстан в моей судьбе».
7.Учителями физкультуры проведены соревнования по казахским
национальным играм.
Была организована экскурсия в Государственный музей для учащихся
10-11классов.
8. Учителями кафедры казахского языка организован круглый стол на тему:
«Новый Казахстан – в новое время», где участвовали учителя, учащиеся школы.
14.12.10 в актовом зале проведен общешкольный праздник, посвященный
Дню Независимости РК на тему:«Тәуелсіз Қазақстан – елім менің!».
Праздник подготовил9«а» класс, был оформлен стенд с изображением
Золотого человека,выступили хор «Балауса» и ансамбль танцев
«Акмаржан»,ученики подготовили литературно-музыкальную
композицию «Мен - қазакпын!».
22 ноября 2010 года в школе состоялась встреча с сыном Бауржана Момышулы, писателем Бахытжаном Момышулы.
У входа учащиеся 4-х классов создали живой коридор до актового зала. Наш гость пришел в 12.00 часов через этот коридор прошел в актовый зал.
Учащиеся 8, 9-, 10 классов стоя приветствовали Бахытжана Момышулы. Через несколько минут был продемонстрирован отрывок о войне на слайде, показа видеофильм, которые снимали учащиеся 10Б класса о Бауржане Момышулы, показа опрос учащихся «Знают ли они такого легендарного человека как Б.Момышулы». После была показана инсценировка учащихся 10, 11 классов, в главной роли был молодой Бауржан Момышулы, которого играл ученик 11Б класса Ералин Асхат. В инсценировке было показано начало и конец войны, участие Б.Момышулы в военных действиях на Волоколамском шоссе. После инсценировки ученица 11А класса рассказала о своем научном проекте «История награды Б.Момышулы». Были исполнены 2 песни в исполнении учащегося 11Б класса Ералина Асхата «За того парня», учениц 7А, 5А класса Рахат Арай, Узуровой Карина «Туған өлкем». Затем состоялся диалог между юным поколением и поколением 40-х годов, которого представлял Бахытжан Момышулы отвечал на вопросы учащихся.
Встреча прошла в теплой доверительной обстановке, Бахытжан Момышулы был тронут до глубины души искренним отношением детей к памяти его отца. Он оставил нам свое пожелание в книге пожеланий.
6 7 мая 2011 года в школе была организована литературно-музыкальная композиция, посвященной 66-ти летию победы в ВОВ. В литературном монтаже приняли участие танцевальная группа «Сафран» с танцем «Катюша», школьный хор «Балауса», была продемонстрирована литературно-музыкальная композиция «И помнит мир спасенный…» драматического кружка, руководитель Ергужина Г.В.
Кабинет НВП оборудован в соответствии с современными требованиями, имеются все необходимые наглядные материалы.
С 15 по 20 февраля 2011 г. прошла неделя патриотического воспитания, которая была посвящена 22 годовщине вывода Советских войск из Афганистана.
Прошли открытые классные часы куда были приглашены воины-интернационалисты: Аксенов А.И., Крыжановский А.В. Воины рассказали, как они воевали в Афганистане. Отвечали на вопросы учащихся. Учащиеся прочитали стихи, пели песни про Афганистан. В заключении учащиеся вручили памятные подарки всем гостям.
К сожалению, не все направления этой условной схемы на практике всегда вносят действенный вклад в воспитание патриотов. Нам есть над, чем работать в этом направлении.
Что же может помочь в патриотическом воспитании:
·память о том, что истинный патриотизм содержателен, предметен, нерасчетлив, бескорыстен; мы воспитываем истинных патриотов;
·системность и целостность работы;